В мае этого года члены «Большой восьмерки» обратились к многосторонним банкам развития с призывом поддержать демократизацию и экономическое развитие государств Северной Африки, претерпевших революционные перевороты. Среди этих банков был и Европейский банк реконструкции и развития, несмотря на отсутствие опыта или мандата по деятельности в Средиземноморском регионе.
Акционеры ЕБРР быстро отозвались на этот призыв и приняли решение развить деятельность в Северной Африке. Совет директоров разработал принципы ведения деятельности.
К сожалению, ЕБРР распространил документацию и информацию о решениях Совета только среди правительств. Банк отклонил запрос представителей сети «Бенквоч» обнародовать эти документы до 30 сентября – окончания «периода проведения консультаций». Это лишает заинтересованное общество и НПО, в частности, на территории Северной Африки, возможности принять участие в принятии решений, которые могут повлиять на их будущее. Руководство ЕБРР отлично осведомлено об обеспокоенности гражданского общества южной части Средиземноморского региона, поэтому данный «недочет в области прозрачности» не несет ничего хорошего в перспективе.
Вчера президент ЕБРР пригласил небольшую группу представителей международных неправительственных организаций («Хьюман Райтс Вотч», «Транспаренси Интернешнл», «Опен Сосаети Инститьют» и «Бенквоч») принять участие в обсуждении своих планов. Представители НПО подняли ряд вопросов относительно сложившейся ситуации в государствах, претендующих на получение финансовой поддержки ЕБРР: например, ограничения свободы слова в Марокко или Иордании, или то, что перед военным трибуналом предстало почти 12 тыс. гражданских лиц – больше, чем в ходе аналогичных допросов в эру Хосни Мубарака. Хотя ЕБРР признал существование этих проблем, он по-прежнему обязан быстро развернуть деятельность в регионе.
Одной из общих тем для всех групп, принявших участие в совещании, была необходимость обеспечения полной прозрачности и проведение консультаций относительно планов ЕБРР в регионе.
После завершения фазы предоставления технической помощи (двусторонняя помощь), которая в основном будет сконцентрирована на исследованиях по странам и секторам, ожидается, что ЕБРР оперативно учредит региональный фонд для начала выдачи инвестиций – еще до того, как соответствующие государства получат официальный статус получателей.
Процедура инициирования деятельности фонда будет основным показателем серьезности отношения ЕБРР к установлению демократии и прозрачности в данном регионе. Ответы на следующие вопросы помогут выстроить полную картину:
- Обнародует ли ЕБРР результаты оценки политической ситуации и соблюдения прав человека в соответствующих странах согласно требованиям существующих Страновых стратегий? Предполагает ли проведение такой оценки консультации с общественностью?
- Будут ли обнародованы результаты всех исследований, проведенных благодаря финансированию из фондов технической помощи?
- Будут ли проведены консультации с местным населением относительно основания фондов?
- Будет ли фонд обязан представлять общественности информацию по всем проектам, в том числе, данные по конечным получателем кредитов, выданных через банки-посредники? Предполагается ли полное соблюдение нормативных требований ЕБРР к социальным или экологическим аспектам при соблюдении этих проектов?
- Будут ли проводится ежегодные аудиторские проверки или оценки деятельности фонда, и будут ли обнародованы результаты проведения таких проверок или оценок?
Прошедшее собрание стало первым событием после четырехмесячного молчания со стороны банка. Время покажет, является ли это началом плодотворного и прозрачного процесса разворачивания деятельности ЕБРР в южной части Средиземноморского региона, направленной на обеспечение потребностей местного населения и поддержку тех представителей общества, которые нуждаются в государственной финансовой поддержке.