Ради Westinghouse США готовят на Украине второй Чернобыль. Перспективы атома
29 March 2016, News24UA
Украинская атомная энергетика практически полностью связана с российским атомным комплексом. Все 4 станции с 15 энергоблоками оборудованы реакторами производства РФ ВВЭР-400 и ВВЭР-1000. До 2011 г. все ядерное топливо поставлялось из России компанией ТВЭЛ. Но тренд «гэть від Москви» в полной мере коснулся и этой отрасли, которая на протяжении многих лет в ущерб безопасности подвергается жестоким и опасным экспериментам.
С момента обретения независимости украинский «мирный атом» сразу же стал подвергаться давлению со стороны США, которые ставили перед собой цели избавиться от конкурента и вытеснить РФ с украинского рынка ядерных материалов. Ярким примером может служить история со срывом контракта харьковского «Турбоатома» по строительству АЭС в Бушере. В 1997 г. «Турбоатом» подписал контракт на проектирование турбины для поставки на Бушерскую АЭС комплекта из двух тихоходных турбин мощностью по 500 МВт.
Стоимость работ составляла 80 млн. долл. Под давлением Вашингтона Л.Кучма приказал предприятию отказаться от заказа в обмен на обещания США поддержать присоединение Украины к Режиму контроля за ракетными технологиями, заключение американо-украинского соглашения о сотрудничестве в области атомной энергии и инвестиции частного американского бизнеса в промышленность Харьковской области.
Нужно ли говорить, что «Харьковская инициатива», как назвали этот пакет обещаний, полностью провалилась? В 2001 г. премьер-министр Украины А.Кинах признал крах проекта, а Л.Кучма назвал бушерскую историю одним из самых болезненных уроков своего президентства.
Прямые же потери «Турбоатома» составили 5,1 млн. долл., потраченных на разработку и проектирование турбины, потенциально упущенная выгода – около 80 млн. долл. «Турбоатом» потерял 25-30% общего объема заказов. Его руководство также рассчитывало, что в будущем число энергоблоков в Бушере может быть увеличено до четырех, а поэтому заявляло, что упущенная потенциальная выручка предприятия составила около 260 млн. долл. Кроме того, пострадали и смежники, недополучившие на поставках деталей и компонентов для «Турбоатома» около 90 млн. долл. «Турбоатом» не только «потерял» контракт, но и место во вновь создаваемой цепочке предприятий по производству оборудования для строительства АЭС на основе реактора ВВЭР-1000.
Пользуясь марионеточным характером нынешней украинской власти, США предпринимают новые атаки на уникальное предприятие. Принадлежащий на 75% государству. «Турбоатом» был включен правительством А.Яценюка в план приватизации. Против продажи стратегического завода выступил его директор В.Субботин, что повлекло за собой попытку уволить бессменного руководителя предприятия со стороны А.Яценюка. А буквально через неделю в Харьков явился П.Порошенко в сопровождении посла США Дж.Пайетта, вооруженного новой горой обещаний и проектов.
Так, «Турбоатом» и американская компания Holtec намерены освоить совместное производство турбин малой мощности для АЭС. А Westinghouse подписала с «Турбоатомом» меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, который предполагает увеличение мощности реакторов типа ВВЭР-1000 до уровня 110% от номинального.
О безопасности указанного проекта разговор отдельный, а вот цель подобной «доброты» Westinghouse совершенно ясна. Как подчеркнул генеральный директор «Турбоатома» В.Субботин, сотрудничество с Westinghouse и «Энергоатомом» предполагает и расширение программы импортозамещения. Т.е. вытеснения с Украины российской продукции и замены ее на продукт промышленного шпионажа – топливные элементы Westinghouse. Следует учесть, что ядерные технологии являются технологиями двойного назначения, потому сотрудничество с США означает разрыв сотрудничества с РФ, которое обеспечивает «Турбоатому» 60% заказов. И заменить Россию США не смогут, что будет означать банкротство украинского предприятия.
Самое страшное, что США при пособничестве своих марионеток превращают Украину в площадку для рискованных экспериментов на действующих реакторах.
Первые скандалы с использованием контрафактных топливных элементов на украинских АЭС разразились во время правления В.Ющенко, хотя на самом деле американцев на украинский рынок начал запускать еще Л.Кучма. Сотрудничество «Энергоатома» с Westinghouse началось в рамках межправительственного соглашения между США и Украиной от 2000 г. В активной зоне энергоблока № 3 Южно-Украинской АЭС с 2005 г. эксплуатируются топливные сборки двух производителей – ТВЭЛ и Westinghousе. После ряда аварий в 2012 г. Государственная инспекция ядерного регулирования Украины запретила использование топлива Westinghouse на отечественных АЭС.
Но февральский переворот дал американцам «зеленую улицу». 30 января 2014 г. «Энергоатом» и Westinghouse подписали дополнительное соглашение о расширении сотрудничества в области поставок ядерного топлива на атомные станции Украины до 2020 г. В феврале 2016 г. на Запорожскую АЭС была поставлена первая партия ядерного топлива компании Westinghouse. После лицензирования модернизированного ядерного топлива Westinghousе (ТВС-WR) Госинспекцией ядерного регулирования, которое ожидается весной 2016 года, «Энергоатом» намерен приобрести в Westinghousе 5 партий свежего топлива: 2 для ЮУАЭС и 3 – для ЗАЭС.
Это лишь по официальной информации, а фактически опасные эксперименты начали на украинских АЭС сразу же после смены власти, что сделало сводки об авариях на АЭС едва ли не ежемесячными. Среди самых крупных можно вспомнить взрыв на Запорожской АЭС в декабре 2014 г. и пожар на Южно-Украинской АЭС в январе 2015 г. В обоих случаях в работу АЭС вмешивались американцы. В Запорожье в июне 2014 г. на втором блоке ЗАЭС работали американские специалисты, не пускавшие туда украинский персонал. А возгоранию на ЮУАЭС предшествовали попытки США и Британии увеличить выработку электроэнергии на 5-7% путем вывода украинских реакторов в нештатный режим «управляемого разгона», что привело к забастовке работников станции.
Недавно украинское правительство посетила еще одна «светлая идея»: до 31 декабря ввести маневрирование энергоблоками атомных станций для суточного регулирования мощности объединенной энергосистемы. В связи с этим профсоюз работников атомной энергетики и промышленности Украины обратились с письмом к А.Яценюку, в котором говорится, что «эксперимент с привлечением энергоблоков украинских АЭС к выравниванию мощности объединенной энергосистемы может привести к катастрофе». Называя решение маневрировать реакторами преступлением, энергетики напомнили, что аналогичный эксперимент привел к Чернобыльской катастрофе.
Бьет тревогу и директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений В.Землянский, заявивший, что «если примут решение маневрировать атомными блоками, я советую уезжать из страны. Что может случиться с ядерным реактором, если начать маневрировать им, мы все видели в апреле 1986 года. Тогда в Чернобыле, по сути, отрабатывали вариант маневрирования реактором».
Дополнительную угрозу ядерной катастрофы создает износ атомных реакторов. Как подчеркнул эксперт по энергетической политике Национального экологического центра Украины А.Пасюк, «их эксплуатация – это уже эксперимент. Более того, на Южноукраинской АЭС используют топливо «Вестингауз». Это много – столько экспериментов одновременно».
Три энергоблока на Украине уже эксплуатируются сверх проектного срока службы, а в отношении 9 других Государственная инспекция ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) выдаст подобные разрешения к 2020 г.
Причем, согласно результатам независимого исследования, проведенного Национальным экологическим центром Украины, износ целого ряда элементов корпуса реактора энергоблока №1 ЮУАЭС уже в 10 раз превышает допустимые уровни. Проектный срок эксплуатации энергоблока № 2 завершился в мае 2015 г., в продлении нуждается и блок Запорожской АЭС.
Однако правительство запретило ГИЯРУ проводить по собственной инициативе хоть какую-нибудь проверку безопасности ядерных энергетических объектов по всей стране. Чтобы хоть как-то повлиять на обезумевшее правительство, Национальный координатор CEE Bankwatch Network И.Головко вынуждена была обратиться к руководству ЕБРР:
«Оставить ядерные объекты без государственного контроля – это чистой воды безумие. Это также явно нарушает условия предоставления кредита ЕБРР. Кредит был предоставлен в декабре 2014 года и сегодня для ЕБРР наступил важный момент, чтобы продемонстрировать свое влияние на украинское правительство в области ядерной безопасности».
Восстановить без помощи России украинские реакторы невозможно, вывести АЭС из эксплуатации – тоже. По данным Национального экологического центра Украины, минимальная стоимость вывода энергоблока из эксплуатации достигает более 660 млн. долл, а продление срока эксплуатации – около 375 млн. Но это не может продолжаться бесконечно, а сами реакторы становятся ядерными бомбами замедленного действия.
США же явно не собираются останавливаться. Как указывает американский журнал The National Interest, атомная промышленность США переживает кризис и теряет позиции на международном рынке. Если ситуация не изменится, американская атомная промышленность в целом и Westinghouse в частности утратят конкурентоспособность в сравнении с нынешними лидерами глобального атомного рынка – Францией и Россией, а также с новыми игроками, главные из которых – Китай и Южная Корея. Как говорится, нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради 300% прибыли.
Захватив Украину, Вашингтон получил возможность тестировать и доводить до товарного вида свои поддельные топливные элементы на «живых» реакторах, что категорически запрещено технологией. А судьба десятков миллионов украинцев и европейцев, которых могут уничтожить десятки новых чернобылей, ни американцев, ни киевский режим не интересует.
23 марта в Харькове Петро Порошенко и посол США Джеффри Пайетт приняли участие в контрольном пуске ядерной установки “Источник нейтронов”, на сооружение которой американцы потратили $73 млн.
Выпрыгивая из штанов, Порошенко заявил, что Украина вносит свой вклад в развитие мировой ядерной энергетики, что позволит проводить на Украине современные исследования в различных областях науки и техники, разрабатывать практически весь спектр радиоизотопов для нужд медицины и промышленности, а также решать проблемы ядерной энергетики, продлевать сроки эксплуатации атомных электростанций.
Что тут скажешь?
Institution: EBRD
Theme: Energy & climate
Location: Ukraine
Project: Zombie reactors in Ukraine
Tags: Ukraine | nuclear | nuclear safety